3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад на тему осанка

Доклад на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений».

Лейсан Абдулвалеева
Доклад на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений».

Формирование правильной осанки и

профилактика её нарушений.

По данным,опубликованным в государственным докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состояние здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться,во-первых,семья,включая всех её членов;во-вторых дошкольное образовательное учреждение.

Часто приходиться видеть вокруг людей,хорошо сложенных от природы,но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина,плечи «коромыслом»,опущенная во время ходьбы голова. Всё это признаки осанки.

Осанка-это привычная непринуждённая манера держать своё тело. Если она правильная,то фигура человека выглядит красивой,стройной.

К сожелению,родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Только когда ребёнок становится взрослее-замечают,как плохо сидит недавно купленная вещь,а ноги в новых ботинках «шаркают»по земле.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста.

Возникновению дефектов осанки также способствуют:

-несоответствующая росту мебель

-мягкая постель с высокой подушкой

-безразличие (лень)к своей внешности.

Чтобы опредилить есть ли нарушение осанки,необходимо осмотреть ребёнка.Это делаеться так :Ставим ребёнка в хорошо освещённом помещении спиной к себе на возвышение так. чтобы его лопатки находились на уровне наших глаз (ребёнок в трусах,но без майки)

Разговаривая с ним прошу рассказать стихотворение. Отмечаю спереди,как расположены у него плечи:составляют ли одну горизантальную линию или одно немного выше другого,развёрнуты или сведены;смотрю со спины:не остают ли лопатки,симметричны ли предплечья.

Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений

осанки в дошкольном возрасте.

Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса,спины и живота.

Упражнения в оснавных движениях с точки зрения формирования правильной осанки:во время ходьбы дети не должны опускать голову,необходимо двигаться с развёрнутыми плечами;для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребёнка,придав голове правильное положение.

К обучению детей прыжкам надо подходить осторожно,обращая внимание той или иной высотой.

Воспитание ощущений правильной осанки приобритается за счёт многократного повторение правильного положения тела:лёжа,сидя,стоя.С этой целью рекомендуются следующие мероприятие:

-изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. ребёнок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. он должен поднять что-либо (выпрямить позвоночник,развернуть плечи,сблизить лопатки,втянуть жвот)

— упражнения у вертикальной плоскости. Ребёнок прикасается к плоскости (стена без плинтусов)пятками,икрами,ягодицами,лопатками и головой.

Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей.

Памятка для родителей.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий детей,что и в детском саду.

1. У ребёнка должна быть своя мбель,соответствующая его росту (стол,стул,кровать)

2. Когда ребёнок сидит,ступни должны полностью касаться пола,ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите,чтобы ребёнок сидел прямо,опираясь на обе руки

3. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

4. Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками,горбиться и раскачиваться.

5. Постарайтесь выходить чуть раньше,чтобы ребёнку не приходилось бежать за родителями,которые тянут его за руку,чаще всего за одну и ту же каждое утро. Всё это может привести к нарушению осанки.

Организация коррекционной работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий проект: «Берагите осанку!», 6–7 лет. Направление проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика нарушений осанки через корригирующие.

Сохраним стопы здоровыми Сохраним стопы здоровыми: профилактика плоскостопия в детском саду. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным.

Доклад на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений».

Лейсан Абдулвалеева
Доклад на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений».

Формирование правильной осанки и

профилактика её нарушений.

По данным,опубликованным в государственным докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состояние здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться,во-первых,семья,включая всех её членов;во-вторых дошкольное образовательное учреждение.

Часто приходиться видеть вокруг людей,хорошо сложенных от природы,но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина,плечи «коромыслом»,опущенная во время ходьбы голова. Всё это признаки осанки.

Осанка-это привычная непринуждённая манера держать своё тело. Если она правильная,то фигура человека выглядит красивой,стройной.

К сожелению,родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки. Только когда ребёнок становится взрослее-замечают,как плохо сидит недавно купленная вещь,а ноги в новых ботинках «шаркают»по земле.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста.

Возникновению дефектов осанки также способствуют:

-несоответствующая росту мебель

-мягкая постель с высокой подушкой

-безразличие (лень)к своей внешности.

Чтобы опредилить есть ли нарушение осанки,необходимо осмотреть ребёнка.Это делаеться так :Ставим ребёнка в хорошо освещённом помещении спиной к себе на возвышение так. чтобы его лопатки находились на уровне наших глаз (ребёнок в трусах,но без майки)

Разговаривая с ним прошу рассказать стихотворение. Отмечаю спереди,как расположены у него плечи:составляют ли одну горизантальную линию или одно немного выше другого,развёрнуты или сведены;смотрю со спины:не остают ли лопатки,симметричны ли предплечья.

Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений

осанки в дошкольном возрасте.

Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса,спины и живота.

Упражнения в оснавных движениях с точки зрения формирования правильной осанки:во время ходьбы дети не должны опускать голову,необходимо двигаться с развёрнутыми плечами;для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребёнка,придав голове правильное положение.

К обучению детей прыжкам надо подходить осторожно,обращая внимание той или иной высотой.

Воспитание ощущений правильной осанки приобритается за счёт многократного повторение правильного положения тела:лёжа,сидя,стоя.С этой целью рекомендуются следующие мероприятие:

-изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. ребёнок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. он должен поднять что-либо (выпрямить позвоночник,развернуть плечи,сблизить лопатки,втянуть жвот)

— упражнения у вертикальной плоскости. Ребёнок прикасается к плоскости (стена без плинтусов)пятками,икрами,ягодицами,лопатками и головой.

Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей.

Памятка для родителей.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий детей,что и в детском саду.

1. У ребёнка должна быть своя мбель,соответствующая его росту (стол,стул,кровать)

2. Когда ребёнок сидит,ступни должны полностью касаться пола,ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите,чтобы ребёнок сидел прямо,опираясь на обе руки

3. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

4. Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками,горбиться и раскачиваться.

5. Постарайтесь выходить чуть раньше,чтобы ребёнку не приходилось бежать за родителями,которые тянут его за руку,чаще всего за одну и ту же каждое утро. Всё это может привести к нарушению осанки.

Организация коррекционной работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий проект: «Берагите осанку!», 6–7 лет. Направление проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика нарушений осанки через корригирующие.

Сохраним стопы здоровыми Сохраним стопы здоровыми: профилактика плоскостопия в детском саду. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным.

Нарушение осанки — реферат

1. Нарушение осанки

2. Причины нарушения осанки

3. Виды нарушений осанки

4. Профилактика нарушений осанки

Осанка — это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. Важнейшее условие правильной осанки — нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.

Читать еще:  Аппликатор кузнецова цена отзывы

Однако, если ребенок или подросток неправильно сидит за партой или столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению позвоночника в правую или левую сторону, которое называется сколиозом. Есть множество причин, вызывающих изменения в состоянии костей и мышц. К ним относят различные заболевания, вызванные слабым физическим развитием в том случае, если человек пренебрегает занятиями физкультурой и спортом. Нарушение телосложения не только очень не красиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы, снижается работоспособность — такие люди чаще болеют. Чтобы этого не было, надо тщательно следить за тем, как сидишь за партой или столом во время уроков, регулярно делать зарядку и заниматься спортом.

Почему важно иметь хорошую осанку? Если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, — сгорбившись за партой или столом, то такая неправильная поза станет для него привычкой. Из-за этого часто формируются наиболее распространенные нарушения осанки: сутулость, сверхизогнутость, неустойчивость.

Цель реферата — рассмотреть виды нарушений осанки.

Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильно осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.

Формирование осанки начинается самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике.

«Правильный» позвоночник имеет свои естественные физические изгибы в сагитальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах (представляет собой «знак вопроса»). Увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины (опущение лопаток)) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонения от нормы.

Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать в плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться правильно сохранить правильную осанку. Если удержать тело в таком положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и не надо беспокоиться.

Второй способ — это осмотр спины. Смотрится положение лопаток, равной длинной шейно-плечевой линии, глубиной треугольников талии и.п. ребенка с боку и со спины. Ребенка при этом следует раздеть по пояс.

2. Причины нарушения осанки

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: какое-нибудь заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже является причиной развития искривления позвоночника.

Также, причиной, из-за которой возникает искривление позвоночника, может быть профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто не правильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается равномерная тяга мышц, что приводит ещё большему искривлению. Ещё одной причиной развития искривления позвоночника являются мышцы. Позвоночник может быть искривлён из-за разной развитости мышц, при чём это может быть обусловлено каким-либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями). Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются неправильное питание, слабое физическое развитие.

3. Виды нарушений осанки

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

Сутулость — нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина (тотальный кифоз) — нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.

У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.

Кругловогнутая спина — нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.

У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника

Плоская спина — нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь — поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина — нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости

Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

4. Профилактика нарушений осанки

Формирование осанки — процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж — это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.

В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой — ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6 летних детей, но не торопитесь отдавать их туда — серьезные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте. А вот предоставить ребенку возможность поразмяться дома надо обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца. Можно оборудовать настоящий спортивный уголок. Только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм!

Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность Вашего ребенка — основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

И еще один важный момент: ребенок с трудом выдерживает неподвижные позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему стоять или сидеть «спокойно». Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем взрослый, а, значит, менее устойчив. Чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии, ребенок затрачивает значительно большие усилия, чем взрослый, и поэтому быстрее устает. Поэтому не надо мучить своих детей неподвижностью.

При ходьбе учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь и наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.

Поза сидя имеет особенно большое значение. Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе Ваш ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положа одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.

Особенно следите за плечами — они должны быть на одном уровне. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и ведет к нарушению осанки, сколиозу.

Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.

Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты ребенка, его массы тела и толщины постели. Полному, тяжелому ребенку подходит относительно жесткий матрац, худенькому — помягче.

Очень важный элемент постели — подушка. Она должна быть небольшой и упругой. Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.

Воспитывая правильную осанку, будьте терпеливы. Раздражительные и резкие окрики лишь повредят делу.

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что нарушения осанки — это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной (вертикальной), сагиттальной (горизонтальной) плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок и мышц.

Отклонение позвоночника в сторону — сколиоз. Вперёд — сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина.

На фоне лечения и при соблюдении режима нарушения осанки проходят. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Чтобы ослабленный организм развивался гармонично, необходимо создать достаточно интенсивный двигательный режим, но не в коем случае не перегружать его. Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика и др.), должны быть исключены.

1. Барашева О. Правильная осанка — залог успеха в жизни. — М., 2000.

2. Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. — М., 1998.

Доклад: Правильная осанка и ее функции

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы, и отображает не только физическое, но и психическое состояние человека, и является одним из основных показателей здоровья. В формировании правильной осанки ведущую роль играет позвоночник и мышцы его окружающие. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста влияет множество факторов. Процесс формирования осанки начинается с раннего детства и проходит на основании закономерностей, которые характеры для образования условных двигательных связей.

В строгом научном понимании осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов — двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в определенной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга и относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах. Осанка и психическое здоровье, осанка и профессиональная карьера и т. д. Кроме этого, она является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки.

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней как боль в спине и остеохондроз позвоночника.

Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии и социального происхождения.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

1. Правильная осанка. Ее функции

Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах — максимальна. Осанка является не только соматическим показателем, а также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью.

Правильная осанка, которая зависит от ног и позвоночного столба, позволяет нормально располагать внутренние органы относительно друг друга, создает на них правильные инерционные усилия при движении (например, прокачку крови по венам вверх, продвижение каловых масс вниз), что способствует их нормальной работе. Одно это позволяет органам нормально работать, не пережимать друг друга, не вызывать застоев и других действий, отрицательно сказывающихся на работе организма

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание в неправильном положении тела. В результате этого происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других — на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.). В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах. Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места и другое. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются людей астенического телосложения.

Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике. Грубые же изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

2. Описать методики, позволяющие определить осанку человека, её нормальное состояние и отклонения от нормы в двух плоскостях (фронтальной и сагиттальной)

Нормальная или хорошая осанка характеризуется:

1. Положение головы и позвоночного столба – оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры.

2. Симметричным расположением плеч.

3. Симметричными шейно-плечевым линиям.

4. Симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии.

5. Расположением остистых отростков в средней плоскости – по задней средней линии.

6. Умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами).

7. Расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости.

8. Одинаковой длинной нижних конечностей.

9. Правильным положением стоп.

Методик, позволяющих определить осанку довольно много. Они делятся на объективные и субъективные. К субъективным методам относятся визуальный (соматоскопический), пальпаторный и метод функциональных проб.

Объективные (соматические) методы определения осанки делятся на линейные и угловые. Соматические методы включают:

Определение высоты расположение акромиальных и подвздошных грубневых точек над площадью опоры (справа и слева);

Измерение ромба Мошкова;

Вычисление плечевого показателя;

Определение величины изгибов позвоночного столба;

Осмотр при дневном освещении лучше всего проводить, поместив обследуемого между двумя окнами спиной к источнику света. В случае, если дневной свет недостаточен, искусственное освещение должно быть направлено сзади и сверху. Спина должна находится на уровне глаз при обычном направлении глаз. при осмотре маленьких детей, их нужно ставить на табурет достаточной высоты. Исследуемый должен стоять в естественной, привычной позе, без напряжения, параллельные стопы должны быть слегка расставлены так, чтобы его колени не соприкасались. Невозможно получить правильное представление о особенностях строения позвоночника, если обследуемый не раздет до области вертелов.

Последовательное изучение боковых искривлений позвоночника облегчается, если маркировать определенные топографические места и линии дермографическим карандашом. Осмотр позвоночника также проводят в положении больного сежа, сидя и в движении.

При осмотре, после определения положения таза, обращают внимание на установку головы, очертания грудной клетки и на форму спины.

При осмотре обследуемого спереди, определяется положение головы. Если мышцы спины сильно развиты, голова может быть несколько откинута назад, при сутуловатости наклонена вперед или в сторону наиболее развитых мышц шеи.

Во время осмотра сбоку, внимание обращается на линию передней стенки живота, которая выступает вперёд при сильно выраженном поясничном лордозе и грудном кифозе.

При осмотре обследуемого со стороны спины, определяется:

а) очертание шейно – плечевых линий (при отсутствии сколиоза симметричны), углы между шейной и плечевой линиями более или менее одинаковы (на стороне сколиоза угол уменьшается);

б) расположение плеч (при сколиозе одно плечо ниже другого);

в) треугольники талии – пространство, заключенное между латеральной поверхностью туловища и медиальной поверхностью опущенной руки (треугольник талии больше на стороне сколиоза);

г) расположение нижних углов лопаток (симметричное или асимметричное);

д) линию остистых отростков позвонков (в норме должна иметь отвесное направление от затылочной ямки до крестца).

Провести по остистым отросткам позвонков, мякотью дистальной фаланги среднего пальца, ориентируясь по задней срединной линии. При сколиозе палец отклонится в сторону. Для большего удобства можно провести по остистым отросткам дермографическим карандашом. По этой линии можно определить не только наличие сколиозов, но и их величину (измеряя линейкой или миллиметровой лентой).

Метод функциональных проб.

Если есть подозрение на сколиоз, необходимо установить, функциональный он или фиксированный. Для этого исследуемый должен выполнить вис на прямых руках или из положения стоя руки вверх, сделать наклон вперед. При функциональном сколиозе искривления позвоночника во время упражнения исчезают, а при фиксированном – нет.

Измерение ромба Мошкова.

Для этого метода на задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначаются точки: а) остистый отросток 7 шейного позвонка, б) нижние углы лопаток, в) остистый отросток 5 поясничного позвонка. Сантиметровой лентой измеряется расстояние справа и слева: между 1-й и 2-й точками, между 2-й и 3-й точками. Если разница 0,5 см и более определяется асимметрия (наличие сколиоза). Антропометром измеряется высота плечевой (акромиальной) и подвздошно-гребневой точек справа и слева. Если разница 0,5 см и более, то есть сколиоз.

Асимметрия в расположении лопаток, определяется следующим образом: измеряется расстояние от остистого отростка 7 шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки. И до нижнего угла левой лопатки. Если сколиоз отсутствует – эти размеры будут равными. Затем измеряется расстояние от остистого отростка 4 поясничного позвонка до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки. Если лопатки расположены на одном уровне, эти размеры должны быть равны.

Вычисление плечевого показателя.

Измерять обследуемого следует стоя перед ним. Толстотным циркулем, измеряется расстояние акромиальными точками – ширину плеч, а сантиметровой лентой на задней поверхности туловища – плечевую дугу. Плечевой показатель (ПП) вычисляется в процентах: ширина плеч к плечевой дуге (ПД):

ПП=ШП (см): ПД (см) 100%

На наличие сутуловатости указывает плечевой показатель 80% или меньше. На наличие хорошей осанки – ПП больше 85%.

Определение величины изгибов позвоночного столба.

Эта величина измеряется в линейных и угловых единицах. В первом случае используется сколиозометр или палочковый контурограф, состоящий из горизонтальной подставки и вертикальной стойки с отверстиями для палочек.

На теле обследуемого дермографическим карандашом наносятся точки: на остистом отростке 2 шейного позвонка, на остистом отростке 5го поясничного позвонка и на наиболее выдающейся назад точке крестца по срединной линии. После этого испытуемый становится на подставку контурографа спиной к вертикальной стойке в непринужденной позе. Верхняя палочка контурографа устанавливается так, чтобы она соприкасалась с остистым отростком 2го шейного позвонка (верхней точкой), а нижняя – на нижнюю точку. Остальные палочки касаются остистых отростков позвонков вдоль всей задней линии тела. После того как обследуемый сойдет с подставки контурографа, к его стойке приставляется плотный лист белой бумаги, на котором карандашом проводится контур позвоночного столба и отмечается верхняя, средняя и нижняя точки.

На полученной контурограмме проводится вертикальная линия, которая касается наиболее выступающей точки грудного кифоза. После этого измеряется расстояние от вертикальной линии до наиболее отстоящих шейного и поясничного лордозов – глубина шейного и поясничного лордозов, а также расстояние до самой выпуклой части крестцового кифоза. В случае пересечения кривой изгиба крестцового кифоза с вертикальной линией, расстояние до нее отмечается знаком «+», если не пересекается, знаком «-« Для характеристики осанки пользуются данными Николаева Л. П., который по форме и величине изгибов позвоночного столба предложил различать 5 типов осанки:

нормальная осанка – изгибы позвоночного столба выражены равномерно;

выпрямленная осанка – изгибы выражены недостаточно, позвоночный столб почти прямой;

сутуловатая осанка – увеличен шейный лордоз;

лордотическая осанка – сильно выражен поясничный лордоз;

кифотическая осанка – увеличен грудной кифоз.

Средние величины глубины шейного и поясничного лордозов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×